Туристско-рекреационный потенциал Карелии

Транспортная инфраструктура

Одним из сдерживающих факторов для развития туризма в Карелии был выделен такой фактор как «качество дорог». Под этими словами следует понимать более широкое понятие  -  транспортная инфраструктура Карелии,  которая находится далеко не в лучшем состоянии. И это при том факте, что республика является важной транзитной территорией: через Карелию проходит связь центральных районов России с Мурманском и Финляндией,  а через Финляндию – уже и с европейскими странами. А непосредственно по территории республики проходит Беломоро-Балтийский канал, который соединяет Белое и Балтийское моря.

Общая протяженность автомобильных дорог Карелии на 01 декабря 2010 года составляет 12463,2 км., в число которых входят: дороги общего пользования с протяженностью 7869,2 км. и ведомственные дороги –  4594 км. Из общих практически 12,5 тысяч км. дороги с твердым покрытием занимают 75% (9347,8 км.).

Протяженность автомобильных дорог регионального значения на 2010 год насчитывает 6 755 км. Региональные дороги подразделяются на дороги с асфальтобетонным покрытием (1723 км.), с покрытием из щебня и гравия – с обработкой вяжущими средствами (662 км.) и без обработки (3207 км.)  и грунтовые дороги (1163 км.).

Большое количество грунтовых дорог отрицательно сказывается на развитии ряда районов, ведь стабильно два раза в год они становятся практически непроезжаемыми и многие населенные пункты остаются отрезанными.

Если попытаться проанализировать темпы развития дорожной инфраструктуры, то целесообразно изучить данные о состоянии дорог 1998 года. По плотности дорожной автосети республика Карелия занимала 53 место среди 89 субъектов РФ. Тогда протяженность автодорог (12741,9 км.) превышала в совокупности все железнодорожные (2101 км.), внутренние судоходные (3645 км.) и воздушные пути (2710 км.).

Можно сравнить и цифры, говорящие о протяженности автомобильных дорог общего пользования. На 1 января 1998 года эта цифра составляла 7644,5 км. Дороги также подразделялись на с асфальтобетонным покрытием – 3149,4 км., с щебеночно-гравийным покрытием – 3235,7 км. и с грунтовым покрытием – 1259,4 км. Кроме того,  5097 км. дороги  относились к ведомственным дорогам, находящимся в собственности предприятий и их технический уровень уступал федеральным и территориальным дорогам, что, несомненно, неблагоприятно влияло на сводные показатели по Карелии в целом.

С одной стороны, не все так плохо — Карелия лишь немного отстает от средних показателей по России по плотности дорог с твердым покрытием,  однако, с другой стороны,  в 10 раз уступает Украине и в 100 раз – Европе.

Если анализировать данные о состоянии дорог по техническим категориям, то и тут нет повода для гордости: конечно, значительно сократилось число дорог, которые находятся вне категорий, но так и не появились дороги  первой категории.

Технические параметры автомобильных дорог общего пользования

год I категория II категория III категория IV категория V категория вне категории
2008 год - 28 км 330 км 1947 км 3562 км 1162 км
1998 год - 93,8 км 848 км 1893,2 км 3578 км 1231.5 км

Подводя итоги, стоит отметить и положительные тенденции развития дорожной инфраструктуры Карелии. Нашу республику пересекают два автомобильных коридора общероссийского масштаба:

№ 2 — Мурманск — Петрозаводск—Санкт-Петербург—Москва—Краснодар—Сочи. Эта трасса обеспечивает автотранспортные связи южных и центральных районов страны с Карелией и Мурманском;

№ 9 – Санкт-Петербург—Каргополь—Котлас—Сыктывкар—Кудымкар—Пермь с подъездами Пудож—Медвежьегорск. Эта дорога обеспечивает транспортные связи в направлении запад—восток и транзит грузов из восточных областей в Финляндию.

Через Карелию с севера на юг проходит федеральная автомагистраль «Кола», связывающая Санкт-Петербург и Мурманск (маршрут М-18). Общая протяженность дороги, пролегающей по карельской территории, составляет  969 километров.

Также было отстроено множество новых дорог, значительно сокращающих автодорожные расстояния между городами.

В 2006 году в Карелии была принята региональная целевая программа «Развитие дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года», об итогах которой можно будет судить после ее завершения.

Таким образом, можно проследить отрицательное влияние состояния дорожной инфраструктуры на развитие туризма в Карелии.

Комментирование закрыта.